okolostand_up (okolostand_up) wrote,
okolostand_up
okolostand_up

Считать ли секс с роботом-андроидом изменой?

Новый американский телесериал поднимает важные моральные вопросы — в том числе о цифровом будущем нашей сексуальной жизни, считает корреспондент BBC Culture.

Считать ли секс с роботом-андроидом изменой?
Представьте себе, что вы в состоянии выложить 40 тысяч долларов за то, чтобы провести один день в городе, где отсутствуют какие бы то ни было правила и законы.

Вам представляется возможность примерить на себя любую роль. Убить кого угодно. Изнасиловать кого угодно. Заставить всех и каждого удовлетворять ваши самые садистские прихоти.

Никакого наказания за свои действия вы не понесете. О том, что вы вытворяли, будут знать лишь несколько человек, всячески поощряющих подобное поведение.

Омерзительная фантазия, не правда ли?


А теперь представьте себе тот же сценарий, но с одной оговоркой. Все те, кого вы принудите к сексу или убьете выстрелом в голову, — роботы-андроиды.

Люди, которых вы мучаете, склоняете к чему-либо или ласкаете, на самом деле — не люди. Они созданы для того, чтобы служить вам, удовлетворять ваши — даже самые низменные — желания и позволять вам одерживать верх в любой ситуации.

Покажется ли вам такой вариант менее гадким?

На этой идее основан сценарий нового телесериала "Мир Дикого Запада" (Westworld), снятого американским каналом HBO. Действие разворачивается в тематическом парке развлечений, воссоздающем городок времен покорения Дикого Запада. Городок населен андроидами, с которыми посетители вольны делать все, что пожелают.

Выражаясь словами руководителя отдела разработки Бернарда (Джеффри Райт), обращенными к одному из андроидов, "и ты, и все, кого ты знаешь, созданы для удовлетворения желаний людей, заплативших за посещение вашего мира".

Важное условие: андроиды не могут оказывать сопротивление посетителям и причинять им вред. По крайней мере, так было задумано… но, судя по первым трем эпизодам, в парке назревает серьезная проблема.

Посетители парка получают возможность убивать и насиловать андроидов — но разве мы не занимаемся тем же самым, играя в полные насилия компьютерные игры?

Посетители парка получают возможность убивать и насиловать андроидов — но разве мы не занимаемся тем же самым, играя в полные насилия компьютерные игры?

"Все дети бунтуют", — предупреждает глава службы безопасности парка Эшли Стаббс (Люк Хемсворт).

Действительно, создается впечатление, что доктор Роберт Форд (Энтони Хопкинс) — творческий директор парка и в каком-то смысле "отец" андроидов — как раз и подталкивает свои творения к бунту.

В пилотном эпизоде мы узнаем, что Форд "случайно" внес в программный код андроидов ошибку, которая вызывает у них спорадические яркие воспоминания о прошлом (которое они помнить не должны — каждую ночь их память о прошедшем дне стирается).

Подобные воспоминания нельзя назвать приятными, ведь прошлое жителей городка изобилует эпизодами жестоких изнасилований и насильственных смертей.

Эти припадки, по-видимому, переводят андроидов на более высокую ступень осознанности — некоторые из них начинают задаваться вопросами относительно реальности собственного существования.

Возможные последствия беспокоят некоторых акционеров и сотрудников парка, но Форд, похоже, не против того, чтобы его создания достигли нового эволюционного уровня.

Как полагает словенский культуролог Славой Жижек, полные насилия компьютерные игры, как и парк развлечений "Мир Дикого Запада", позволяют людям раскрывать свою настоящую сущность

Как полагает словенский культуролог Славой Жижек, полные насилия компьютерные игры, как и парк развлечений "Мир Дикого Запада", позволяют людям раскрывать свою настоящую сущность

"Мир Дикого Запада" ставит перед зрителем ряд важных вопросов о будущем человечества, в том числе о будущем сексуальных отношений.

До сих пор многие из нас считали, что подобные темы — удел научной фантастики, не имеющей отношения к реальности.

Киберсекс

"Платить приходится всегда, милый, — говорит хозяйка борделя Мейв Миллей, обращаясь к Тедди (Джеймс Марсден). — Разница в том, что наш прейскурант неизменен и висит при входе".

Мейв, которую играет Тэнди Ньютон, предлагает Тедди пересмотреть свое отношение к проституции.
Она намекает на то, что секс с любой женщиной в конечном счете стоит денег, но когда имеешь дело с проституткой, по крайней мере, не сталкиваешься со скрытыми расходами.

Так ли это на самом деле?

Мейв — женщина-андроид (фембот, или гиноид). Ее сексуально привлекательная внешность создана для соблазнения любых посетителей, которые, как она полагает, не прочь хорошо провести время.

В том числе посетителей, состоящих с кем-то в отношениях в реальном мире. Таких как Уильям (Джимми Симпсон), который отклоняет недвусмысленные предложения местных жительниц, поскольку дома его ждет "кое-кто настоящий".

Но что значит "настоящий"? Тела андроидов — вплоть до гениталий, которые зрителю показывают регулярно — выглядят и функционируют точь-в-точь как человеческие. Их вздохи, поцелуи, стоны и оргазмы неотличимы от настоящих.

И все же, по словам директора сюжетных линий парка Ли Сайзмора (Саймон Куортерман), "это место именно потому и работает, что посетителям известно: местные жители ненастоящие".

По его убеждению, это является обязательным условием успеха, ведь ни одной женщине не понравилось бы, если бы "ее муж по-настоящему [занимался сексом] с той хорошенькой девушкой".

Здесь возникает один очень интересный вопрос: насколько реалистичным должен быть половой акт, чтобы его можно было считать изменой?

С одной стороны, происходящее в парке нереально — это всего лишь компьютеризированная симуляция.

С другой стороны, в сексе участвуют физиологически совместимые тела, пусть даже по-разному сконструированные. Поэтому можно сказать, что половой акт происходит в физической реальности.

Одним из первых образ сексуально привлекательного робота в кинематограф ввел режиссер фильма "Метрополис" Фриц Ланг: на камеру она соблазняет мужчин, а в перерывах потягивает коктейли

Одним из первых образ сексуально привлекательного робота в кинематограф ввел режиссер фильма "Метрополис" Фриц Ланг: на камеру она соблазняет мужчин, а в перерывах потягивает коктейли

Некоторые критики возмущены тем, что "Мир Дикого Запада" изобилует сценами сексуального насилия. Особенно они негодуют относительно сюжетной линии главной героини Долорес (Эван Рэйчел Вуд) — которая, как и Мейв, начинает припоминать свое, увы, далеко не безмятежное прошлое.

Но Долорес и Мейв — не единственные жители городка, запрограммированные на то, чтобы ублажать приезжих. Практически каждый андроид отдан на милость посетителей.

Если учесть это обстоятельство, можно ли вообще говорить о том, что акты половой близости происходят по обоюдному согласию?

Наше понимание границ дозволенного основано на том, что нам могут отказать в желаемом. Но в "Мире Дикого Запада" даже андроиды, вступающие в половые отношения друг с другом, подчиняются воле человека, который создал их сюжетные линии.

И, если отвлечься от секса, до какой степени взаимодействие между андроидами и посетителями в любой форме может считаться взаимно добровольным?

Наша истинная природа?

"Мир Дикого Запада" — интерактивный парк. Посетители сами могут выбирать сюжеты своих похождений.

Андроиды запрограммированы более чем на 100 переплетенных между собой сюжетных линий, которые активируются в зависимости от выбора посетителей в определенный момент времени.

Кто-то из гостей решает поездить верхом, кому-то по душе охота за бандитами, а кто-то молотит всех местных жителей, подвернувшихся под руку.

Логан (Бен Барнз), завсегдатай этого места, получает удовольствие от того, что терроризирует местное население.

В одном из эпизодов он всаживает нож в руку пожилого джентльмена — просто так, забавы ради. Для Логана смысл парка заключается именно в этом: можно убивать направо и налево, ведь последствий не будет.

Логан производит впечатление психопата — ровно до того момента, как мы вспоминаем, что большинство из нас бывало на его месте.

Как пишет Лора Хадсон в рецензии на сериал, опубликованной на тематическом сайте Vulture, а в чем, собственно, разница между Логаном и "15-летним подростком, забивающим до смерти проститутку в компьютерной игре Grand Theft Auto — просто так, забавы ради?"

Можно возразить, что пристрелить виртуального аватара на компьютерном экране проще, чем проделать то же самое в реальности с человекоподобным роботом.

Но смысл заключается в другом: в обоих случаях убийство оправдывается тем, что "это всего лишь игра".

Сексапильная женщина-робот — настолько распространенный научно-фантастический персонаж, что термин fembot (фембот) был добавлен в Оксфордский словарь английского языка

Сексапильная женщина-робот — настолько распространенный научно-фантастический персонаж, что термин fembot (фембот) был добавлен в Оксфордский словарь английского языка

Однако разница есть: создается впечатление, что в "Мире Дикого Запада" андроиды способны испытывать боль, страх и ужас.

"Смотрите, как она корчится!" — восклицает один из посетителей, наблюдая за агонией местной жительницы, которую только что застрелил муж.

Как бы отвратительно ни прозвучала эта мысль, моральные оценки требуют последовательности: если любовные утехи с андроидом не считаются изменой, то и убийство андроида настоящим убийством считаться не должно.

В оправдание жестокого обращения с андроидами персонал парка мог бы возразить, что травмирующие воспоминания каждую ночь стираются из их памяти.

Но это ущербная логика: в соответствии с ней, причинять боль другим существам нельзя только лишь потому, что они могут это запомнить.

Данный посыл очевидно неверен. Более того, как выясняется, андроиды постепенно начинают припоминать пережитые травмы. И некоторым из разработчиков об этом известно.

Возникает подозрение, что авторов разворачивающегося перед зрителем эволюционного эксперимента не слишком заботят вопросы морали.

Фемботы, или гиноиды, пользовались популярностью у аудитории американского телевидения в прошлом десятилетии, в том числе благодаря сериалам *Звездный крейсер *Галактика* и *Агенты *Щ.И.Т.*

Фемботы, или гиноиды, пользовались популярностью у аудитории американского телевидения в прошлом десятилетии, в том числе благодаря сериалам *Звездный крейсер *Галактика* и *Агенты *Щ.И.Т.*

Можно ожидать, что в новых эпизодах сериала будет продолжено исследование вопросов, которыми многие из нас до сих пор не задавались. Но не стоит себя обманывать: эти моральные проблемы касаются не только футурологов.

По словам социолога Шерри Теркл, изучающей взаимоотношения человека с миром технологий, наши разговоры о будущем не должны концентрироваться на том, как будут выглядеть роботы.

Вместо этого нужно задаться вопросом, что будем представлять собой мы, в кого мы превращаемся с каждым прожитым днем — когда смотрим порно, занимаемся любовью, пытаемся заткнуть за пояс персонального голосового помощника в смартфоне или убиваем аватара в компьютерной игре просто так, забавы ради.

Форд утверждает, что ему понятно, почему люди готовы выложить кругленькую сумму за возможность убивать и насиловать андроидов.

По его словам, "они здесь потому, что хотят взглянуть на то, кем могли бы быть".

Логан понимает то же самое на интуитивном уровне. Когда они с Уильямом направляются верхом в парк, он говорит спутнику: "[Под конец путешествия] ты будешь умолять меня о том, чтобы мы остались здесь, потому что это место дает ответ на вопрос, который тебя гложет: что ты на самом деле за человек? И мне до смерти хочется посмотреть на этого парня".

Брэндон Амбросино
BBC Culture

Оригинал взят у sahoganin в Считать ли секс с роботом-андроидом изменой?


Tags: будущее, психология, робототехника, роботы и люди
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo okolostand_up november 14, 2015 19:31 837
Buy for 10 tokens
Ну в общем добавляйтесь в друзья. Всем куча взаимности, комментариев и прочих ништяков)))
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment