okolostand_up (okolostand_up) wrote,
okolostand_up
okolostand_up

Считать ли секс с роботом-андроидом изменой?

Новый американский телесериал поднимает важные моральные вопросы — в том числе о цифровом будущем нашей сексуальной жизни, считает корреспондент BBC Culture.

Считать ли секс с роботом-андроидом изменой?
Представьте себе, что вы в состоянии выложить 40 тысяч долларов за то, чтобы провести один день в городе, где отсутствуют какие бы то ни было правила и законы.

Вам представляется возможность примерить на себя любую роль. Убить кого угодно. Изнасиловать кого угодно. Заставить всех и каждого удовлетворять ваши самые садистские прихоти.

Никакого наказания за свои действия вы не понесете. О том, что вы вытворяли, будут знать лишь несколько человек, всячески поощряющих подобное поведение.

Омерзительная фантазия, не правда ли?


А теперь представьте себе тот же сценарий, но с одной оговоркой. Все те, кого вы принудите к сексу или убьете выстрелом в голову, — роботы-андроиды.

Люди, которых вы мучаете, склоняете к чему-либо или ласкаете, на самом деле — не люди. Они созданы для того, чтобы служить вам, удовлетворять ваши — даже самые низменные — желания и позволять вам одерживать верх в любой ситуации.

Покажется ли вам такой вариант менее гадким?

На этой идее основан сценарий нового телесериала "Мир Дикого Запада" (Westworld), снятого американским каналом HBO. Действие разворачивается в тематическом парке развлечений, воссоздающем городок времен покорения Дикого Запада. Городок населен андроидами, с которыми посетители вольны делать все, что пожелают.

Выражаясь словами руководителя отдела разработки Бернарда (Джеффри Райт), обращенными к одному из андроидов, "и ты, и все, кого ты знаешь, созданы для удовлетворения желаний людей, заплативших за посещение вашего мира".

Важное условие: андроиды не могут оказывать сопротивление посетителям и причинять им вред. По крайней мере, так было задумано… но, судя по первым трем эпизодам, в парке назревает серьезная проблема.

Посетители парка получают возможность убивать и насиловать андроидов — но разве мы не занимаемся тем же самым, играя в полные насилия компьютерные игры?

Посетители парка получают возможность убивать и насиловать андроидов — но разве мы не занимаемся тем же самым, играя в полные насилия компьютерные игры?

"Все дети бунтуют", — предупреждает глава службы безопасности парка Эшли Стаббс (Люк Хемсворт).

Действительно, создается впечатление, что доктор Роберт Форд (Энтони Хопкинс) — творческий директор парка и в каком-то смысле "отец" андроидов — как раз и подталкивает свои творения к бунту.

В пилотном эпизоде мы узнаем, что Форд "случайно" внес в программный код андроидов ошибку, которая вызывает у них спорадические яркие воспоминания о прошлом (которое они помнить не должны — каждую ночь их память о прошедшем дне стирается).

Подобные воспоминания нельзя назвать приятными, ведь прошлое жителей городка изобилует эпизодами жестоких изнасилований и насильственных смертей.

Эти припадки, по-видимому, переводят андроидов на более высокую ступень осознанности — некоторые из них начинают задаваться вопросами относительно реальности собственного существования.

Возможные последствия беспокоят некоторых акционеров и сотрудников парка, но Форд, похоже, не против того, чтобы его создания достигли нового эволюционного уровня.

Как полагает словенский культуролог Славой Жижек, полные насилия компьютерные игры, как и парк развлечений "Мир Дикого Запада", позволяют людям раскрывать свою настоящую сущность

Как полагает словенский культуролог Славой Жижек, полные насилия компьютерные игры, как и парк развлечений "Мир Дикого Запада", позволяют людям раскрывать свою настоящую сущность

"Мир Дикого Запада" ставит перед зрителем ряд важных вопросов о будущем человечества, в том числе о будущем сексуальных отношений.

До сих пор многие из нас считали, что подобные темы — удел научной фантастики, не имеющей отношения к реальности.

Киберсекс

"Платить приходится всегда, милый, — говорит хозяйка борделя Мейв Миллей, обращаясь к Тедди (Джеймс Марсден). — Разница в том, что наш прейскурант неизменен и висит при входе".

Мейв, которую играет Тэнди Ньютон, предлагает Тедди пересмотреть свое отношение к проституции.
Она намекает на то, что секс с любой женщиной в конечном счете стоит денег, но когда имеешь дело с проституткой, по крайней мере, не сталкиваешься со скрытыми расходами.

Так ли это на самом деле?

Мейв — женщина-андроид (фембот, или гиноид). Ее сексуально привлекательная внешность создана для соблазнения любых посетителей, которые, как она полагает, не прочь хорошо провести время.

В том числе посетителей, состоящих с кем-то в отношениях в реальном мире. Таких как Уильям (Джимми Симпсон), который отклоняет недвусмысленные предложения местных жительниц, поскольку дома его ждет "кое-кто настоящий".

Но что значит "настоящий"? Тела андроидов — вплоть до гениталий, которые зрителю показывают регулярно — выглядят и функционируют точь-в-точь как человеческие. Их вздохи, поцелуи, стоны и оргазмы неотличимы от настоящих.

И все же, по словам директора сюжетных линий парка Ли Сайзмора (Саймон Куортерман), "это место именно потому и работает, что посетителям известно: местные жители ненастоящие".

По его убеждению, это является обязательным условием успеха, ведь ни одной женщине не понравилось бы, если бы "ее муж по-настоящему [занимался сексом] с той хорошенькой девушкой".

Здесь возникает один очень интересный вопрос: насколько реалистичным должен быть половой акт, чтобы его можно было считать изменой?

С одной стороны, происходящее в парке нереально — это всего лишь компьютеризированная симуляция.

С другой стороны, в сексе участвуют физиологически совместимые тела, пусть даже по-разному сконструированные. Поэтому можно сказать, что половой акт происходит в физической реальности.

Одним из первых образ сексуально привлекательного робота в кинематограф ввел режиссер фильма "Метрополис" Фриц Ланг: на камеру она соблазняет мужчин, а в перерывах потягивает коктейли

Одним из первых образ сексуально привлекательного робота в кинематограф ввел режиссер фильма "Метрополис" Фриц Ланг: на камеру она соблазняет мужчин, а в перерывах потягивает коктейли

Некоторые критики возмущены тем, что "Мир Дикого Запада" изобилует сценами сексуального насилия. Особенно они негодуют относительно сюжетной линии главной героини Долорес (Эван Рэйчел Вуд) — которая, как и Мейв, начинает припоминать свое, увы, далеко не безмятежное прошлое.

Но Долорес и Мейв — не единственные жители городка, запрограммированные на то, чтобы ублажать приезжих. Практически каждый андроид отдан на милость посетителей.

Если учесть это обстоятельство, можно ли вообще говорить о том, что акты половой близости происходят по обоюдному согласию?

Наше понимание границ дозволенного основано на том, что нам могут отказать в желаемом. Но в "Мире Дикого Запада" даже андроиды, вступающие в половые отношения друг с другом, подчиняются воле человека, который создал их сюжетные линии.

И, если отвлечься от секса, до какой степени взаимодействие между андроидами и посетителями в любой форме может считаться взаимно добровольным?

Наша истинная природа?

"Мир Дикого Запада" — интерактивный парк. Посетители сами могут выбирать сюжеты своих похождений.

Андроиды запрограммированы более чем на 100 переплетенных между собой сюжетных линий, которые активируются в зависимости от выбора посетителей в определенный момент времени.

Кто-то из гостей решает поездить верхом, кому-то по душе охота за бандитами, а кто-то молотит всех местных жителей, подвернувшихся под руку.

Логан (Бен Барнз), завсегдатай этого места, получает удовольствие от того, что терроризирует местное население.

В одном из эпизодов он всаживает нож в руку пожилого джентльмена — просто так, забавы ради. Для Логана смысл парка заключается именно в этом: можно убивать направо и налево, ведь последствий не будет.

Логан производит впечатление психопата — ровно до того момента, как мы вспоминаем, что большинство из нас бывало на его месте.

Как пишет Лора Хадсон в рецензии на сериал, опубликованной на тематическом сайте Vulture, а в чем, собственно, разница между Логаном и "15-летним подростком, забивающим до смерти проститутку в компьютерной игре Grand Theft Auto — просто так, забавы ради?"

Можно возразить, что пристрелить виртуального аватара на компьютерном экране проще, чем проделать то же самое в реальности с человекоподобным роботом.

Но смысл заключается в другом: в обоих случаях убийство оправдывается тем, что "это всего лишь игра".

Сексапильная женщина-робот — настолько распространенный научно-фантастический персонаж, что термин fembot (фембот) был добавлен в Оксфордский словарь английского языка

Сексапильная женщина-робот — настолько распространенный научно-фантастический персонаж, что термин fembot (фембот) был добавлен в Оксфордский словарь английского языка

Однако разница есть: создается впечатление, что в "Мире Дикого Запада" андроиды способны испытывать боль, страх и ужас.

"Смотрите, как она корчится!" — восклицает один из посетителей, наблюдая за агонией местной жительницы, которую только что застрелил муж.

Как бы отвратительно ни прозвучала эта мысль, моральные оценки требуют последовательности: если любовные утехи с андроидом не считаются изменой, то и убийство андроида настоящим убийством считаться не должно.

В оправдание жестокого обращения с андроидами персонал парка мог бы возразить, что травмирующие воспоминания каждую ночь стираются из их памяти.

Но это ущербная логика: в соответствии с ней, причинять боль другим существам нельзя только лишь потому, что они могут это запомнить.

Данный посыл очевидно неверен. Более того, как выясняется, андроиды постепенно начинают припоминать пережитые травмы. И некоторым из разработчиков об этом известно.

Возникает подозрение, что авторов разворачивающегося перед зрителем эволюционного эксперимента не слишком заботят вопросы морали.

Фемботы, или гиноиды, пользовались популярностью у аудитории американского телевидения в прошлом десятилетии, в том числе благодаря сериалам *Звездный крейсер *Галактика* и *Агенты *Щ.И.Т.*

Фемботы, или гиноиды, пользовались популярностью у аудитории американского телевидения в прошлом десятилетии, в том числе благодаря сериалам *Звездный крейсер *Галактика* и *Агенты *Щ.И.Т.*

Можно ожидать, что в новых эпизодах сериала будет продолжено исследование вопросов, которыми многие из нас до сих пор не задавались. Но не стоит себя обманывать: эти моральные проблемы касаются не только футурологов.

По словам социолога Шерри Теркл, изучающей взаимоотношения человека с миром технологий, наши разговоры о будущем не должны концентрироваться на том, как будут выглядеть роботы.

Вместо этого нужно задаться вопросом, что будем представлять собой мы, в кого мы превращаемся с каждым прожитым днем — когда смотрим порно, занимаемся любовью, пытаемся заткнуть за пояс персонального голосового помощника в смартфоне или убиваем аватара в компьютерной игре просто так, забавы ради.

Форд утверждает, что ему понятно, почему люди готовы выложить кругленькую сумму за возможность убивать и насиловать андроидов.

По его словам, "они здесь потому, что хотят взглянуть на то, кем могли бы быть".

Логан понимает то же самое на интуитивном уровне. Когда они с Уильямом направляются верхом в парк, он говорит спутнику: "[Под конец путешествия] ты будешь умолять меня о том, чтобы мы остались здесь, потому что это место дает ответ на вопрос, который тебя гложет: что ты на самом деле за человек? И мне до смерти хочется посмотреть на этого парня".

Брэндон Амбросино
BBC Culture

Оригинал взят у sahoganin в Считать ли секс с роботом-андроидом изменой?


Tags: будущее, психология, робототехника, роботы и люди

Recent Posts from This Journal

promo okolostand_up november 14, 2015 19:31 824
Buy for 10 tokens
Ну в общем добавляйтесь в друзья. Всем куча взаимности, комментариев и прочих ништяков)))
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment