okolostand_up (okolostand_up) wrote,
okolostand_up
okolostand_up

Черные кошки в бамбуковых зарослях (1968, Канэто Синдо)


Канэто Синдо - из крупнейших классиков японского кино, чьи самые известные фильмы ("Женщина-демон", "Голый остров", "Черные кошки") и международный успех пришлись на 1960-е - время расцвета японской новой волны. Синдо хоть не причисляют к нововолновым режиссерам, но что-то в нем есть бунтарское... В 1960-е Синдо перевалило за 50 лет и снимал он, насколько я могу судить, ближе к классической манере. Все три вышеупомянутых ленты - черно-белые. Видимо, Канэто Синдо, как и Акира Куросава, не спешил осваивать цвет. Но и в рамках черно-белой эстетики Синдо можно увидеть яркие, экспрессивные сцены, порой шокирующие - насилие, эротика, разрушения, страсть. Но, как подобает классику, делает это умеренно и сдержанно, а не выпячивает, как какой-нибудь нововолновый бунтарь. Можно сказать, что Синдо - мудрый бунтарь, который разоблачает некий образ жизни или образ мышления (в "Черных кошках" он показывает лицемерие и дикость самурайского сообщества, в котором большинство нарушают кодекс бусидо), используя не эпатажные приемчики, а силу киноискусства.



"Черные кошки в бамбуковых зарослях" (Yabu no naka no kuroneko) - это кайдан, точнее, его разновидность - кайдан о призрачных кошках, и Kuroneko - самый известный образец этого поджанра. Вот что пишет знаток кайданов illa_anna: "Истории про призрачных кошек - (...) исторически, это смешение двух видов мистических рассказов - про призраков и bakeneko (рассказов про кошек, наделенных сверхъестественной силой). В классическом bakeneko кошка обретает сверхъестественную силу по разным причинам, как правило, потому что у нее вырос слишком длинный хвост. Призрачная кошка - дело другое, она обладает способностью к перевоплощению в человека-призрака и обратно, потому что лакала кровь жертвы. Ну и из привязанности к хозяйке, конечно".



Сверхъестественные проявления кошачей натуры - это основа фильма. Формально есть главный герой - благородный самурай, есть демоны в человеческом обличии, с которыми он борется. Но самые главные здесь - это призрачные кошки, которых мы почти не видим. Но иногда слышим их мяуканье - именно в этим моменты и начинается рубилово.



История Kuroneko - это не только борьба человека с демонами. Самое интересное - это слияние темных сверхъестественных сил и человеческих душ, а кошки, которые в древних японских преданиях недалеко ушли от нечистой силы, в этом процессе выступают в роли катализатора, или проводника энергий. Происходит вся эта чертовщина в окутанном туманом зарослях бамбука - атмосферность пространства впечатляет.







Далее возникает вопрос: возможно ли спасти двух женщин - жертв диких самураев, перевоплотившихся в демонов ради истребления обидчиков? Говорят, нет ничего сильнее любви. В связи с этим режиссер вводит любовную линию между самураем-спасителем и призрачной девушкой-кошкой. Однако любовь у Синдо бессильна против одного очень мощного чувства, которое так любят азиаты - называется оно "месть".





Канэто Синдо с удовольствием расправляется с самураями и вообще со всем самурайским укладом, давно потерявшим связь с благородным учением бусидо. Самураи 16-17 веков - обнаглевшие дикари, маньяки, зомбированные воины, от которых страдают честные и добрые крестьяне. Главный герой - по происхождению крестьянин, дослужившийся до самурая и сохранивший свое крестьянское чувство справедливости. Но и с ним режиссер расправляется, и его даже не жалко - не жестокость, так глупость приводит героя к трагичному финалу. Призрачные кошки рулят!







А насчет режиссера возникает подозрение, что он тот еще мизантроп. В этом и чувствуется своеобразное бунтарство Канэто Синдо, который своими "Черными кошками" выступает против человеческой глупости, следствием которой являются эмоциональная распущенность, бескомпромиссность, суеверность. В реальной жизни никаких призраков, к сожалению, не существует - так пусть хотя бы посредством кинематографа возникает эффект присутствия где-то рядом сверхъестественных сил, чтобы мы, зрители, не слишком борзели по жизни.


Оригинал взят у altereos в Черные кошки в бамбуковых зарослях (1968, Канэто Синдо)
Для тематической кинорулетки "Классика японского кино".
Оценка: 8/10
Tags: взрослые игры, интересные факты, кино, кинонематограф, япония
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo okolostand_up november 14, 2015 19:31 836
Buy for 10 tokens
Ну в общем добавляйтесь в друзья. Всем куча взаимности, комментариев и прочих ништяков)))
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments